Панельная дискуссия "Классные руководители и формирование российской идентичности школьников: лучшие практики".11.04.22

12 Апреля 2022 год

11 апреля в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей Всероссийское педагогическое собрание в формате видеоконференции продолжило серию панельных дискуссий, посвященных вопросам сохранения исторической правды для формирования нравственно здорового поколения. В обсуждении темы третьей панельной дискуссии «Классные руководители и их значение в формировании российской идентичности у школьников: лучшие практики» приняло участие более 650 педагогов из 30 регионов страны, а также депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Министерства просвещения РФ, руководители региональных отделений ВПС, директора, завучи и классные руководители. Также участвовали представители школ, воспитавших Героев России.

Модератор мероприятия, председатель ВПС, член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации В.Н. Иванова обратила внимание заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей на важность поиска ответа на вопрос, почему идет информационная война? Без ответа на него сложно ориентироваться в информационном потоке.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации Л.Н. Тутова продолжила мысль о необходимости искать правду и важности обучения детей этому искусству. Лариса Николаевна Тутова процитировала президента В.В. Путина: «Наш ответ на ложь - это правда». По ее словам, важно именно сейчас прояснять, рассказывать и показывать детям подвиги наших солдат, участвующих в спецоперации на Украине. Учителям необходимо научить ребят анализировать и правильно делать выводы, грамотно подбирать материалы для уроков, проводить разъяснительную работу с родителями.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению О.М. Казакова отметила важность повестки. Классные руководители на местах делают все возможное, чтобы нравственный иммунитет ребенка укреплялся. Вся структура воспитательной работы лежит на них. Поэтому так важно представителям государственной власти быть чуткими к вопросам и затруднениям специалистов в области воспитания и вместе с тем выявлять лучшие практики работы классных руководителей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации С.Г. Погосян заявила о большой заинтересованности в сотрудничестве в воспитательной работе педагогов и родителей. Ведомство разрабатывает и реализует комплекс мероприятий в этом направлении, поскольку вопросы воспитания входят в пространство национальной безопасности России.


И.о. ректора ГАУГН Д.В. Фомин-Нилов обратил внимание присутствующих на то, что понятие «российская идентичность» находится на стадии научного обоснования. Важно определить стандарт исторической памяти и закрепить его в учебных планах школьников, будущих учителей и преподавателей вузов. Но это сложно реализовать. Так, по словам Дениса Валерьевича Фомин-Нилова, несмотря на прошедшую большую экспертизу учебников истории в 2014-2016 году и определения трех линеек учебников, в некоторых школах используют учебники, не прошедшие рецензирование. Вопрос упирается в наполняемости библиотечных фондов. Получается парадоксальная вещь - единый стандарт преподавания истории есть, а единого учебника нет. Помимо этого, Валентина Николаевна Иванова обратила внимание на проблему отсутствия программы повышения квалификации учителей по истории новейшего времени.

Докторант МГУ им. Ломоносова Н.С. Виноградова в своем докладе на тему: «Национальная идентичность в восприятии гражданами современного образа России» обозначила новую и очень коварную роль СМИ и социальных сетей – быть судьями и манипуляторами истории. В этом контексте возрастает роль нравственно-патриотического воспитания молодого поколения.

Директор МКОУ «Сергокалинская СОШ № 2 им. Героя России Магомеда Нурбагандова», с. Сергокала Сергокалинский район, Республики Дагестан И.М. Абдурагимова на основе личного опыта заявила о важности семейной составляющей в жизни человека. Основа человеческих ценностей закладывается в семье и потом поддерживается в школах, и затем на уровне государства. По словам Индиры Магомедсаидовны, сегодня важно не только сформировать единую государственную идеологию, но и придерживаться ее. Дети смотрят на то, что мы делаем, а не на то, что мы говорим. Семья и школа должны найти общий язык и чувствовать поддержку на государственном уровне. Важно найти это единство. Нужно создать условия, чтобы ребенок гордился своей малой родиной и одновременно чувствовал себя важной частью большого многонационального государства.

Завуч по воспитательной работе МАОУ СШ № 24 г. Красноярска Ю.В. Миргородская также отметила важность участия семьи в деле нравственного взросления ребенка. Так, Герой России Алексей Вадимович Левкин вместе с братом-близнецом Антоном -  воспитанники этой школы – стали такими потому, что уже такими вышли из семьи. И те ценности, которые были заложены в семь, школа поддержала. Единство семьи и школы – залог здорового нравственного воспитания.

Т. С. Кананкова, заведующая школой, в которой учился еще один герой России Алексей Станиславович Панкратов, продолжила эту же мысль. Воспитанник «Цвиллингской средней общеобразовательной школы» Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области с самого начала проявлял лидерские и волевые качества, что также сказалось на его отличном обучении.

Руководитель ВПК Саха-корейской школы, Республика Саха (Якутия), учитель истории и обществознания А.А. Школьников представил опыт организации воспитания в Якутии и призвал не проводить патриотические мероприятия для галочки. Важно относится к этому серьезно, поскольку детям нужно объяснять, что патриотизм - это, прежде всего, созидательная деятельность. Андрей Анатольевич отметил, что в регионе активно работает молодежный парламент, все школы Якутии провели уроки по объяснению того, что происходит между Украиной и Россией.

Руководитель юнармейского отряда "Импульс" МБОУ "Оборонинская СОШ", учитель физической культуры и ОБЖ А.Н. Анохин рассказал о результатах внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию, в рамках которой формируется социальная самоидентификация.

Проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Н.Г. Милованова заявила о необходимости пробуждения патриотизма через образовательное пространство и, прежде всего, через учителей, у которых должна быть сформирована гражданская позиция.

Учитель МОУ «СОШ № 72» г. Саратова М.В. Гречаниченко дополнила триединство (семья, школа, государство), предложенное Индирой Магомедсаидовной Абдурагимовой, двумя важными компонентами воспитательной работы –сотрудничество школы с библиотекой и музеем. М.В. Гречаниченко на базе школы создан   авторский проект «Клуб Русич».

Как раз о примере объединения и сплочения учеников, родителей и учителей на основе деятельности школьного музея рассказала директор МАОУ «Лицей имени Героя России Веры Волошиной», с. Головково Наро-Фоминского района Московской области Т.Ю. Хударова. Школьный музей действует с 1983 года, но недавно из-за дополнительного набора первого класса встал вопрос о существовании музея, поскольку помещений в школе ограниченное количество. Но проблема сохранения музея сплотила всех ребят и коллектив школы. Школьники принимали деятельное участие, например, сами договаривались с фирмами по изготовлению окон. Были разработаны дизайн-решения музея, он стал распределенным: от актового зала до рекреаций. Работа по обновлению и реконструкции сейчас общими силами осуществляется.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению Ольга Михайловна Казакова и депутат Госдумы Лариса Николаевна Тутова рассмотрят все поступившие в ходе дискуссии предложения от всех участников панельной дискуссии. В частности, примут во внимание две проблемы: наполняемости библиотечных фондов учебниками истории и отсутствия программы повышения квалификации учителей по истории новейшего времени.


Поделиться: